среда, 11 января 2012 г.

Руководство по созданию гениальных стратегий


Год подходит к концу, и каждый руководитель в который раз садится за разработку далеко идущих планов. Как обойти конкурентов? Как правильно расставить приоритеты? Как грамотно озадачить персонал и четко озвучить цели? Разобраться поможет лектор Школы ТОП-менеджеров, исполнительный директор киевского филиала «Высоцкий консалтинг», Алёна Шипош.
 Почему цели так часто остаются мечтами?
Когда компания небольшая, вла­делец придумывает идею, сооб­щает о ней команде, и они вместе начинают трудиться над ее во­площением в жизнь. Но прохо­дит какое-то время, компания расширяется, и вот руководитель общается только с одним-двумя замами, вдохновляет их своими задумками, ставит задачи и, ко­нечно же, надеется на их реали­зацию. Как обычно звучат эти цели?
«Нам надо: заработать еще 10 млн долл.; открыть 15 филиа­лов; запустить в работу новых цех...» Но что происходит? Цель, казалось бы, поставлена, планы донесены, но, увы, в указанное время не достигнуты. Я не го­ворю сейчас о тех высокооргани­зованных компаниях, в которых прописан каждый «чих» и невы­полнение задач моментально вы­ливается в «спасибо за работу, до свиданья, на ваше место уже есть несколько претендентов». Я имею в виду наши обычные ма­лые и средние предприятия, где нереализованные планы — обыч­ное дело, где директору перечат на собраниях, даже если он ре­шил ввести новые правила тру­дового распорядка.
Сотрудники должны гордиться
Мне импонируют слова Рона Хаббарда, который говорил, что «цель компании — это мечта, ко­торая рождается в голове какого-то одного человека, по­том ее начинают поддерживать несколько человек, и, в конце концов, ее, как знамя, “несут” многие».
Что уникального в этой фразе, и почему она работает? Когда вы как руководитель ставите цель «заработать еще один миллион», это не сильно вдохновляет. Ни ваших топ-менеджеров, ни со­трудников. Да, цели могут зву­чать более «социально», но вы­вод сотрудники делают один: это все для того, чтобы ему больше заработать. И не спешат суе­титься. Как же вдохновить кол­лектив на реализацию, как за­жечь, чтобы он готов был идти до конца к заветной цели, несмо­тря на барьеры и трудности? За­рядят людей энергией только те ваши дерзкие мечты, которые в итоге принесут не только сверх­прибыль компании, но и дадут повод для гордости сотрудни­кам, а возможно, даже улучшат жизнь в вашем городе, регионе или стране.
«Что и как» — это стратегия
Итак, вы выбрали конкретную цель, которая вдохновляет вас и ваших сотрудников. Отлично! Но что делать дальше? Давайте опре­делимся с понятиями.
Стратегический план — это до­кумент по организационной по­литике, описывающий ее планы, направленные на достижение це­лей. Стратегический план обычно охватывает период более года, со­держит подробную информацию о том, что должно быть достиг­нуто компанией, и обязательно описание способов реализации этих целей. Стратегический план — это не «увеличить в два раза», это «увеличить в два раза, а для этого взять то-то и то-то, сделать с ним вот это…»
Функции владельца в стратеги­ческом планировании и управле­нии заключаются в следующем:
1) принятие собственником или советом собственников ре­шения относительно того, каким потребителям и какие услуги бу­дут предоставляться;
2) описание планов по дости­жению целей;
 3) разработка и согласование программ для реализации планов;
4) осуществление контроля своевременного выполнения за­дач по программам;
5) своевременное выявление отклонений от планов, корректи­ровка программ и, если это необ­ходимо, корректировка планов.
Планы — это широкомасштаб­ные идеи, которые вы ходите ре­ализовать в короткий период, например, сделать на производ­стве ремонт, который будет всегда современным, функцио­нальным и позволит в дальней­шем быстро расширяться. Важно отметить, что стратегия компа­нии может содержать несколько планов.
Программы — это подробный перечень задач, которые необхо­димо выполнить для того, чтобы реализовать план, он включает в себя даты и ответственных за вы­полнение.
 Создание стратегии — вещь глобальная, но основное понятие заключается в том, что страте­гия — это не «что», стратегия — это «что и как». Чтобы создать действительно гениальную стра­тегию, необходимо хорошо изу­чить ваш рынок, посмотреть, что в прошлом приносило наиболь­шие доходы, какая категория услуг или товаров создает наибольший процент прибыли и т. п. Важно также посмотреть, как все это со­относится с вашей целью и целью вашей компании.
«Для того чтобы добиться вы­дающихся результатов, нужно действовать не так, как обычные люди. Действуя как обычные люди, получишь обычный резуль­тат», — считает руководитель компании «Высоцкий консал­тинг», Александр Высоцкий.
От мечты до записей в органайзер
У вас есть готовая, конечно же, гениальная стратегия, вы прора­ботали программы, назначили сроки и ответственных. Теперь все просто: необходимо запустить все эти инструменты в работу и контролировать, чтобы на ежене­дельной основе задачи из про­грамм перемещались в органай­зер. Только чаще всего легче ска­зать, чем сделать. Расскажу, какой системой пользуемся мы в своей компании, чтобы стратегические планы реализовывались.
1. Регулярно, с периодичностью раз в полгода, все руководители компании и ключевые сотруд­ники собираются на заседание стратегического совета. На со­брании владелец компании под­водит итоги прошлого полугодия, дает подтверждения достиже­ниям, указывает, что нужно дора­ботать. Затем он озвучивает нам цель (в основном она не изменя­ется, так как это долгосрочная цель, достичь которую возможно в рамках более 10 лет) и планы компании.
2. На основании подведенных итогов, целей и планов, озвучен­ных владельцем, руководитель каждого структурного подразде­ления разрабатывает и озвучи­вает планы и перечень программ, которые будут выполнены в этом подразделении.
Например, один из планов ком­пании — увеличить доход в сле­дующем году в три раза. Руково­дитель департамента продаж, основываясь на данных предыду­щих периодов, составляет пере­чень услуг, которые должны быть проданы, и какому количеству клиентов, чтобы выполнить этот план. Соответственно, руководи­тель технического департамента составляет программу и расписа­ние предоставления услуг и пла­нирует, какое количество персо­нала ему понадобится для реали­зации этого плана. И так далее по департаментам. Обычно такой совет у нас продолжается в тече­ние целого дня.
3. В результате такой команд­ной работы стратегический план из просто бумажки и мечты пере­растает в подробный пошаговый план действий по всем структур­ным подразделениям компании. Он становится реальным для лю­дей, и они с большим желанием его выполняют.
4. Как не забыть план? В компа­нии на еженедельной основе вве­ден совет руководителей всех подразделений, на котором пер­вым вопросом в повестке дня стоит отчет по стратегическим планам и программам. Кстати, за­дача программы не принимается как выполненная, пока не будет написан доклад о выполнении с приложенным доказательством (например, фото).
5. Еще один из механизмов кон­троля — это еженедельный план сотрудников, который также дол­жен включать в себя стратегиче­ские задачи. У руководителя от­дела персонала хранятся копии всех программ, и еженедельно он сверяет, написана ли у сотрудника в этом плане задача, которую он должен завершить на этой неделе. Если происходит какой-то сбой и задачи не выполняются своевре­менно, эта информация сразу пе­редается на совет руководителей, и там принимаются меры по ее устранению. В случае изменения на рынке или каких-то непредви­денных обстоятельств собирается стратегический совет, и там при­нимается новое решение или соз­дается новый план.
Добавлю, что в результате та­кого стратегического планирова­ния и организации контроля наша компания за последние три года выросла в четыре раза, уве­личила объем прибыли и количе­ство постоянных клиентов. А са­мое главное — наши сотрудники действуют как одна команда, мне как директору очень просто управлять ею, а владелец может заниматься исследованием новых рынков и поиском других, более масштабных стратегий.
Не бойтесь мечтать, ставьте цели, пишите планы, состав­ляйте программы и добивайтесь их реализации! Процветания вам и вашей компании в наступаю­щем году!

Источник - 
http://printnews.com.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий