среда, 18 января 2012 г.

Ругать или не ругать - вот в чем вопрос!


(Первоначально опубликовано в e-xecutive.ru)
Если вы руководитель, то вы наверняка сталкиваетесь периодически с ошибками подчиненных. В такие моменты не редко хочется разразиться праведным гневом, но встает вопрос – стоит ли?
Стоит!
Однозначно стоит! Если ошибка действительно серьезная, а вы хотите быть руководителем и хотите чтобы ваши приказы выполняли, то гнев порой просто необходим. И уж конечно нужно указывать подчиненному на его ошибку – не потому что его надо держать в страхе, а потому что вы не нянька в детском саду, и от подчиненных вам нужна эффективность, ведь так?
Однако подчиненные не будут действовать эффективно, если в их глазах вы будете несправедливым деспотом, направляющим всю свою энергию на их критику. Да, они будут бояться, но не будут вас уважать, что бы там не утверждало известное выражение.
Я знаю множество примеров, когда страх перед начальством просто заставлял людей держаться от этого начальства подальше, что негативно сказывалось на их работе и на работе компании в целом. Например, один офисный работник, который выполнял функции секретаря и курьера у бывшего полковника, жутко его боялся. В результате, когда он однажды проспал работу, он не позвонил своему руководителю и не предупредил его что задержится. Вместо этого он не брал трубку несколько дней, а потом уволился. Почему? Потому что боялся гнева начальства.
Другой случай – одна моя знакомая работала в PR отделе музыкального проекта, и отвечала за визуальное оформление. Она делала дизайн сайта, приглашений, визиток и прочего. Со своим непосредственным начальником она была в хороших отношениях, а вот директора организации боялась ужасно. И вот однажды, она сама организовала мероприятие, на котором хорошо продвинула проект, и на самом деле получила отличный PR продукт, израсходовав на все 2000 рублей. Для проведения мероприятия это просто копейки!
Но директор был недоволен, просто потому что не понимал ценность этого мероприятия, и для него это выглядело просто пустой тратой времени. Все это он высказал бедной девушке, добавив, что она «не делает ничего полезного для проекта и вообще не понятно за что ей зарплату платят».
Если бы она не боялась директора, то она смогла бы донести до него пользу, которую проект получил, получила бы поддержку и повышение, став ответственной за организацию мероприятий. Но на деле она просто согласилась, что это не было ценным, потеряла к этому интерес, а вскоре вообще ушла из проекта.
Итак, как же ругать сотрудников, чтобы это побуждало их исправлять ошибки, а не доказывать вам, что вы не правы. Так чтобы это не демотивировало их, а наоборот заставляло стремиться работать лучше и больше.
Секрет прост. Известный исследователь в области человеческого разума РонХаббард назвал его «предоставление бытийности». Давайте немного посмотрим, что это такое. РонХаббард определяет термин бытийность как «принятие (выбор) категории идентности (набора характерных черт)». По факту вы можете определить бытийность как роль в игре под названием жизнь. Например, человек решил играть роль крутого парня, души кампании и «заводилы» - это его бытийность. Или он согласился на роль неудачника, у которого все валится из рук, и который не может нормально общаться. Это тоже бытийность. Разумеется, этих ролей или бытийностей может быть бесчисленное множество, и они могут быть гораздо сложнее, чем приведенные выше примеры.
В таком случае «предоставлять бытийность» значит позволять человеку быть тем, кем он хочет быть. Например, если ваш сотрудник принял по жизни роль человека гордого и своенравного, привыкшего делать то, что он считает нужным – нет смысла доказывать ему что он должен делать то, что вы ему сказали. Тут нужен совсем другой подход.
Итак, как я уже говорил, от руководителя никто не требует бегать за сотрудниками и поправлять им слюнявчики. Быть мягким и милым тоже не вариант, так как ваши распоряжения тогда игнорируются и не выполняются. Но вот что тут можно сделать.
Когда вы ругаете сотрудника, предоставьте ему бытийность. Не надо гадать или составлять тесты для определения того кем человек себя считает. Какими бы разными ни были бытийности ваших сотрудников, наверняка у вас не работают люди, убежденные в своей абсолютной безмозглости и никчемности. Наверное, каждый из них считает (возможно, в глубине души), что он умен и способен делать даже больше чем от него требуется. Вот и предоставьте им эту бытийность!
Я наблюдал забавные случаи (забавные они были для стороннего наблюдателя), когда руководитель кричал на сотрудников так, что его было слышно на других этажах, но при этом говорил приблизительно следующее: «Какого черта вы, лучшие продавцы в городе, не смогли сделать этот никчемный план?!! Да каждый из вас при желании может сделать эту квоту за несколько часов! Так какого черта, я вас спрашиваю, вы сделали только половину за всю неделю?!?!?!».
Обратите внимание – он не пытается быть мягким и милым, и не играет в добрую воспитательницу детского сада. Он кричит и негодует, да так что его сотрудники вжимали головы в плечи, а люди в коридоре старались идти на цыпочках, чтобы не попасть под горячую руку. НО! В то же время он предоставляет бытийность этим людям.
И знаете что самое интересное – эти сотрудники не выглядели потом побитыми котятами. Да, они были расстроены. Но они были расстроены тем, что не оправдали надежды руководителя, который в них верит и считает их мастерами своего дела, и КАЖДЫЙ из них горел желанием доказать что ТАК ОНО И ЕСТЬ!
Резюме
Если вы руководитель – не бойтесь ругать сотрудников за их ошибки. Более того – не сдерживайте свой гнев, а давайте ему волю, чтобы подчиненные понимали – они допустили ошибку (если это так). Но каждый раз, предоставляйте этим людям бытийность, и тогда они будут стремиться исправить эти ошибки, а вас будут считать лучшим начальником во Вселенной.

Артем Кузнецов

Комментариев нет:

Отправить комментарий