среда, 1 августа 2012 г.

Гарри Поттер отдыхает или реально нереальная школа



Моя хорошая знакомая и коллега, директор организации «Прикладное образование СНГ» Мария Шибина недавно вернулась из США, штат Орегон, куда она ездила специально посмотреть школу «Дельфай», недалеко от города Шеридан. Она была в восторге от школы, и ее первое описание сводилось к междометиям вроде «необыкновенно», «замечательно» и т. д. Но я там не была, поэтому эти междометия мне ничего не давали, и я попросила ее рассказать словами, что там она увидела необыкновенного. Ее рассказ впечатлил меня, и я спешу поделиться некоторыми моментами.

Оказывается, в США работает аж семь школ под торговой маркой «Дельфай» (Delphian), но Мария была в самой первой и центральной. Любителям природы понравится такое описание расположения школы:
Это бывший иезуитский монастырь на высоком холме, откуда открывается захватывающая дух панорама местности. А если добавить, что вокруг школы огромное количество разнообразных деревьев и растений, где без опаски прогуливаются олени с оленятами, то действительно, создается ощущение, будто в сказку попал.

Но, поскольку мы говорим о достоинствах школы, нас, конечно интересует, чем же она принципиально отличается от других школ. Я не буду вдаваться в образовательно-психологические термины, поскольку не сильна в них. Просто опишу вам это на примерах. А вы уж судите сами, насколько это необычно и полезно.

Мария наблюдала там такую картину — к учителю подошел ребенок и говорит: «Я ненавижу математику! Я не хочу ее изучать — это самое ужасное, что я встречал в жизни!».
Учитель, вместо того, чтобы уговаривать мальчика или угрожать, что с таким подходом он дворником будет работать после школы, просто взял парня пообщаться с людьми на улице — насколько им нужна в жизни математика. Сначала они подошли к полицейскому, и спросили его — нужна ли ему математика? Он ответил, что да, надо уметь определять скорость движения машин, штрафы подсчитывать.

Следующим был дизайнер одежды, который тоже сказал мальчику, что ему лично нужна математика, чтобы рассчитывать ткань, понимать формы, модели кроить. Продавец в магазине сказал, что ему без математики никак нельзя. Так, мальчик впервые увидел, общаясь со взрослыми различных профессий, что математика, как предмет, важна и нужна им в жизни. И когда учитель спросил его: «Ну, что ты думаешь сейчас по поводу математики?», он ответил: «Пойду заниматься ей. Видимо, там есть что-то нужное.». И после этого у ребенка не было трудностей с математикой. Ведь он понял, что это не просто предмет зубрежки, а он действительно важен в жизни.

В этой школе интересный подход к тому, как помочь ребенку определиться с целями в жизни, выбрать профессию. Уже в начальных классах выделяются недели, где каждая неделя посвящена какой-то области деятельности. Так, первая неделя месяца посвящена выращиванию растений. Дети изучали много данных о растениях. Потом их повезли в теплицу, где они смотрели на растения, им разрешалось их трогать (что совсем необычно), а потом они сами сажали растения — то есть они применяли усвоенные навыки на практике.

Следующая неделя была посвящена технике. И детям давали базовые знания о самолетах. А потом они поехали на завод самолетостроения, они смотрели и опять-таки трогали детали самолета. И там тоже им давали возможность прикрутить какую-то деталь.

В итоге ребенок получает очень широкий кругозор того, какие профессии и виды деятельности есть, а также пробует сам что-то делать в каждом направлении. И тут происходит самое интересное — учителя не просто дают эти знания и водят на экскурсии, а внимательно следят за откликом детей на тот или иной вид деятельности. Они смотрят, в какой момент ребенок максимально проявил себя, и где он был наиболее счастливым. Например, во время изучения растений кто-то говорит: « О. Это самое лучшее, что я узнал!». А кто-то не мог оторваться от самолетов. И учителя отмечают такие моменты, чтобы потом все больше образовывать конкретного ребенка в той сфере деятельности, где он получает большее удовольствие и лучше проявляет себя. Как вы думаете, насколько более ценным для организаций и предприятий будет выпускник этой школы?

Ну а секрет такого подхода кроется в том, что в школе широко применяются принципы и методы из работ известного американского просветителя ХХ века Л. Рона Хаббарда.
Рон Хаббард писал: «Если мы хотим, чтобы всякое дитя человеческое имело возможность жить счастливее, то мы должны учить детей так, чтобы они были готовы разрешать любую из обычно встречающихся проблем. Для этого у нас должны быть факты. Подлинные факты, которые останутся у ребенка в голове.»

Не знаю как там Гарри Поттер, но выпускники этой школы будут достойными членами общества.

Марина Хивцова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий