вторник, 6 марта 2012 г.

Тестирование людей: добро и зло



Психологи в службах персонала многих предприятий зачастую любят использовать тесты. Играются с ними, как детишки с бутылкой виски — вроде интересно, но не понятно что с этим делать. Можно изобразить, как будто пьёшь из горлышка и поржать: как взрослый! Но все понимают, что игра понарошку. Что если открутить крышку и реально хлебнуть, то последствия скажутся на самых разных частях тела, в зависимости от настроения папы и детского восприятия крепкого.

Игра в «тестирование понарошку» идёт и в среде дипломированных дилетантов в сфере человеческих способностей, гордо присвоивших себе религиозное наименование «психолог», придуманное святым Фомой Аквинским, и означающим «изучающий душу». (В последнем издании «Атласа современной психологии» написано на странице 25, что психологи современные в душу не верят, и что основа психологии — диалектический материализм, ни больше, ни меньше). Ну, древние — они же были дикие, суеверные. А мы типа продвинутые.

Это одна из причин, почему я рекомендую своим клиентам не допускать на работу в службу персонала психологов с дипломами. Так же, как и в службу маркетинга — дипломированных маркетологов. Это проблемы скорее учебных систем нашего времени: психологи ни черта не разбираются в людях, их собственная жизнь чаще представляет собой бардак, чем жизнь «непсихологов». Самый высокий процент разводов из всех профессий и так далее. Маркетологи же профессионально изучают то, как эффективнее потратить ваш рекламный бюджет. Их никто не учит тому, как зарабатывать деньги для предприятия. По крайней мере в России. (Из тех и других бывают редкие исключения, но все они свои таланты проявляли ещё ДО получения высшего образования, и сейчас действуют ВОПРЕКИ полученным данным и навыкам, скорее интуитивно).

К этой же области замешательства относится тестирование и другое полиграфирование.

Тесты используются как оценка пригодности человека на работу. Человек может пройти тест, и лишь на его основании будет принято решение о его пригодности или не пригодности. Это некорректно и вот почему.

Во-первых, тест не показывает ни масштаб личности, ни личную продуктивность, ни потенциал. У бодрой и счастливой уборщицы, которая отлично управляется со шваброй, тест может показать прекрасные значения, а у руководителя транснациональной корпорации, который отвечает за десятки тысяч судеб, тест может быть плохим. Ибо показывает он лишь проблемы, которые человек осознает.

Во-вторых, тест может меняться, и меняться быстро под воздействием многих факторов. Обучение, смена обстановки и победы в жизни улучшают показатели. Неудачи и подавление могут опустить их на самое дно.

В-третьих, зачастую используются неправильные, подавляющие тесты. Их суть — как ни отвечай, всё равно виноват. «Вы уже перестали бить своего ребенка? Да или нет». Как ни ответь — ты неправ.

Продолжение в блоге Вадима Мальчикова

Комментариев нет:

Отправить комментарий