вторник, 3 июля 2012 г.

Мог ли тренер футбольной сборной России демотивировать команду?



Тема мотивации является краеугольной для Российского и мирового бизнеса. Когда мы смотрим на мотивацию не через призму политики, а объективно, то возникает вопрос - где истоки мотивации? Откуда берется внутренний побуждающий стимул (мотив) у человека?

Ответ очевиден - из детства... Система образования, воспитания в семье и в обществе начинает подавлять мотивацию ребенка. Например, возьмем детский сад. Знаете ли вы, что во многих европейских детских садах дети днем не спят, но есть несколько кроваток, где желающие дети могут поспать, когда захотят. Ведь активный, самомотивированный ребенок спать обычно днем не хочет. Но ведь игры (воспитательная система) требуют. А вы помните свое отношение к дневному сну в детском саду?

Похоже обстоят дела и в школе, когда заставляют учить не нужные в будущем учебные дисциплины. Кто-то может поспорить, что ученики в школе не понимают, - пригодятся им эти учебные предметы в будущем или нет. Однако практика показывает, что в итоге мотивация к учебе и практическом освоению чего-либо для жизни у школьника падает. Любопытно, что важным оказывается не только, чему учат, но и как учат. Ведь каждый школьный учитель заявляет, что его предмет самый важный и нужный в будущем.

Однажды знакомый руководитель спросил своего сына-семиклассника: "Зачем надо хорошо учиться в школе?". Сын ответил: "Чтобы успешно окончить школу и поступить в хороший ВУЗ". Отец продолжал: "А зачем успешно заканчивать ВУЗ?". Сын ответил: "Чтобы получить хорошую работу". Отец важно заявил сыну: "Я тебе предлагаю уже сейчас идти работать в нашу компанию - курьером, секретарем...>>. В итоге сын попал в замешательство и обиженно ушел. Мотивация школьника к труду уже потеряна, ведь когда ребенку было 10 лет, и он еще хотел работать, ему сказали, что еще рано.
Мы, как консультанты по управлению заметили, что высокомотивированные люди работают с детства, и они знают, зачем им нужны новые знания.

Еще круче выглядит ситуация с солдатом, которого насильно призвали в армию. Ведь этот солдат в итоге будет не просто демотивирован, но и будет при каждом удобном случае немного вредить службе, оправдывая свое первичное несогласие служить.

Похожим образом все выглядит и в действующем бизнесе. Давайте посмотрим на мотивацию в бизнесе более пристально. В современной компании придерживаются двух основных парадигм по отношению к персоналу - "персонал - это издержки" и "персонал - это ресурс". Стратегия "персонал-издержки" фактически означает твердый оклад, отсутствие участия в корпоративной политике предприятия, мотивацию по принципу принуждения, чтобы держать непокорных сотрудников в страхе и убирать оппозиционеров при первой удобной возможности, меняя их на более покорных сотрудников. И персонал в этом случае - действительно издержки, как будто поменяли старый картридж принтера на новый. Подавляющее большинство систем менеджмента описывают именно эту модель. Изучая подобные системы управления, приходишь к странному ощущению безысходности и страху, что тебя никто не понимает, либо опять подставят свои сотрудники. Ведь человек в страхе не может работать эффективно, и его все время нужно "пинать".

Продолжение на http://viperson.ru/wind.php?ID=652131&soch=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий