воскресенье, 14 октября 2012 г.

Честь имею

images


«Досадно мне, коль слово “честь” забыто»,
- В. С. Высоцкий, стихотворение «Я не люблю»


Что такое «честь»?

Современный толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает такое определение этого слова: «Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

Итак, «честь» - это некие качества, которыми обладает человек, за которые его уважают, или он уважает сам себя. Но что конкретно это за качества?

Словарь Даля в определении слова «честь» перечисляет данные качества: «Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

И наконец, Философский словарь добавляет важный недостающий элемент: «Честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности».

Вот, теперь все понятно. Честь – это не что-то внешнее, наносное. Это то, что изначально есть в каждом из нас, поскольку это «неотъемлемая часть личности». Честь – это естественное состояние личности, это сама природа человека.

Иметь честь, жить по чести, не терять честь… Когда это все есть, мы чувствуем себя очень комфортно, мы уважаем себя.

И напротив, когда мы поступаем не по чести, когда мы «забываем» о чести, нам становится очень плохо, мы перестаем себя уважать, мы утрачиваем частицу самого себя. Каждый раз, когда мы теряем честь, мы действуем вопреки своей природе, и в результате нам становится больно.

Нам становится больно, когда мы заводим служебный роман, и предаем свою любимую. Нам становится больно, когда мы не вступаемся на улице за девушку, к которой пристают подвыпившие хулиганы. Нам становится больно, когда мы забываем, что обещали ребенку прийти пораньше и провести с ним вечер. Нам становится больно, когда мы «не замечаем», как в магазине продают спиртное детям. Нам становится больно, когда нас переманивает за большую зарплату компания-конкурент, хотя мы точно знаем, что обязаны своим профессионализмом компании, которую оставляем.

А чтобы не было так мучительно больно, каждый раз, когда это происходит, мы придумываем оправдания:

- Моя жена меня не понимает…

- До чего распустилась современная молодежь…

- Я вынужден много работать, чтобы прокормить семью…

- Куда только смотрят родители…

- Шеф сам виноват, потому что не повысил мне зарплату...

Это помогает… на какое-то время. Но потом так трудно становится сказать: «Даю слово чести!».

Чтобы не попадать в эту ловушку в 1954 году Л. Рон Хаббард написал и опубликовал «Кодекс чести», сопроводив его следующим введением:

«Никто не ожидает, что Кодексу чести будут неуклонно следовать. Этический кодекс не может быть навязан. Любая попытка навязать Кодекс чести свела бы его до уровня морального кодекса. Он не может быть навязан просто потому, что это — образ жизни, который может существовать как образ жизни лишь до тех пор, пока его не навязывают. Использование этого Кодекса на любой другой основе, кроме как на основе самоопределения, привело бы, как любой саентолог (человек, практикующий Саентологию - прикладную религиозную философию, разработанную Л. Роном Хаббардом, прим. автора статьи) смог бы сразу увидеть, к значительной деградации человека. Таким образом, можно сказать, что использование Кодекса чести является роскошью и следуют ему на основе самоопределения, при условии, что человек согласен с ним».

Продолежние читайте по адресу http://bestpr2010.livejournal.com/292399.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий